Без выходных
Прекращение производства Ford Focus в России - причины и последствия
Американский концерн Ford принял решение покинуть автомобильный рынок России. Когда-то их машины пользовались огромной популярностью среди отечественных автолюбителей, но сегодня компания столкнулась с серьезными проблемами. Всему виной значительное снижение продаж, что сделало содержание трех российских предприятий нерентабельным процессом.
Вместе с тем, в Форд желают завершить поставки собственных моделей в РФ, но легендарный автогигант покидает рынок только для массового потребителя – малотоннажная техника будет поставляться в том же объеме. К ней относится Ford Transit, чье производство находится в Елабуге. Изготовление легковых машин осуществлялось до июня, но все желающие имеют возможность обзавестись автомобилем отечественного выпуска до конца осени текущего года.
Проблемы Ford распространяются не только на Россию
Завершение производства моделей Форд в России – мероприятие в рамках значительной программы автоконцерна, направленной на реструктуризацию деятельности. Еще в начале 2019 года руководство компании сообщало, что планируется полное избавление от убыточных рынков сбыта, чтобы сосредоточить все усилия на увеличении своего присутствия по прибыльным направлениям.
Автогигант из США планирует уменьшить годовые расходы на 12 миллиардов долларов, что сопряжено с массовыми сокращениями во многих мировых государствах. К примеру, на немецких предприятиях останутся без работы более 5 тысяч сотрудников. Также подобные сокращения произойдут в Англии и Китае. Работники Форд поговаривают, что топ-менеджмент организации крайне обеспокоен сложившейся рыночной ситуацией, что оказывает пагубное влияние на работу всех отделов компании.
При этом в Соединенных Штатах компания вынуждена решать проблемы со своими автомобилями Explorer, чьи владельцы начали подавать массовые жалобы на мигрени, недомогание, слабость после езды на внедорожнике.
Американское национальное управление безопасности движения начало свои расследования в отношении модели, производимой компанией Ford в период с 2010 по 2018 год. Согласно результатам первых проверок, опасения получили подтверждение. В определенных режимах езды транспортное средство продуцирует чрезмерные объемы угарного газа, что вызывает у водителя и пассажиров плохое самочувствие. Вся эта ситуация сулит автоконцерну отзыв до миллиона единиц транспортных средств, что предполагает колоссальные убытки в сотни миллионов долларов.
Реалии Форд в России
Автомобили американского концерна уже давно утратили востребованность среди наших соотечественников. Компания начала свою работу на территории РФ еще в 1991 году, а первое официальное представительство в новой истории нашей страны появилось в 1996 году.
В нулевых Форд Фокус был легендарным автомобилем среди россиян, многократно возглавляя рейтинги наиболее популярных и продаваемых иностранных машин. Впрочем, эти успехи продлились только до запуска Фокуса третьего поколения в 2010-2012 году. В то время машина находилась в числе самых продаваемых транспортных средств года в РФ.
Падение уровня продаж началось с 2012 года, а занять место доступных многим россиянам автомобилей Лада смогли корейские бренды KIA и Hyundai. Эксперты подметили не слишком дальновидную политику автогиганта, которая заключалась в диверсификации модельного ряда Форд, вместо акцентов на наиболее продаваемой технике.
В наши дни российские заводы американской компании простаивали месяцами. Согласно оценкам аналитиков, загрузка производственных линий предприятий Ford Sollers находилась на отметке 15%, то есть, некоторые предприятия трудились даже не в полную смену.
К примеру, еще в конце прошлого года работники Всеволожского завода начали забастовку, связанную с низкой заработной платой и простоями предприятия, что привело к падению средней зарплаты работников с 52 до 23 т.р. Тогда руководители завода и профсоюз договорились о поддержании сотрудников в столь сложный период путем беспроцентных займов и повышения зарплаты в периоды простоя.
Во избежание паники, руководство отечественных представительств Форд заранее получило письма, где менеджмент американского автоконцерна призывало продолжать работу в традиционном режиме, не обращая внимание на провокации со стороны СМИ и конкурентов. Это также стало косвенным подтверждением того факта, что обсуждения возможного закрытия предприятий в России велись заблаговременно.
Последствия ухода Ford из России
Изготовление различных моделей Форд в России осуществлялось на трех заводах:
- Во Всеволожске (выпускались Форд Мондео и Форд Фокус);
- В Набережных Челнах (Форд Экоспорт и Форд Фиеста);
- В Елабуге (Форд Эксплорер, Форд Куга, Форд Транзит).
Каждое из предприятий находилось под управлением совместного предприятия американского автоконцерна с долей в 50,01%, а также российской компании Sollers с долей в 49,99%. Создание предприятия произошло в 2011 году с паритетными началами, но впоследствии производство контролировалось только компанией Форд.
Из всех заводов свою деятельность продолжит лишь предприятие в Елабуге, где все так же будут производить Форд Транзит, другие же заводы ждет расформирование. Как сообщают эксперты, спроса на производственные линии предприятий не ожидается, то есть, нерентабельные линии закрыты в соответствии с новой программой американцев.
На Всеволожском отделении концерна трудилось порядка 2,7 тысяч работников. Согласно ноябрьским соглашениям между компанией и профсоюзом, на заводе не могло быть сокращений вплоть до мая текущего года. Два завода в Татарстане давали 4 тысячи рабочих мест, причем 3 тысячи работников трудилось на предприятии в Елабуге, которое являлось наиболее востребованным отделением.
Без рабочего места осталось порядка тысячи специалистов. Уволенных с заводов Форд сотрудников трудоустроил «КамАЗ». Что касается Ford, в компании отметили, что выплаты жалования уволенным сотрудникам потребуют еще двухсот миллионов долларов из бюджета автоконцерна.
Производственная мощность трех предприятий автоконцерна из США, расположенных в РФ, составляет более 360 тысяч автомобилей ежегодно, при нынешних объемах продаж менее 50 тысяч машин. Два из трех предприятий простаивали в период с декабря по середину января, а весь персонал был отправлен в отпуск за свой счет. Подобная ситуация уже была прошлым летом, когда работники были переведены на 4-дневную рабочую неделю, что было направлено на снижение Фонда оплаты труда.
Конечно, работники были недовольны ситуацией, писали жалобы и бастовали, в связи с недополучением внушительных денежных сумм. В связи с закрытием предприятий тысячи наших сограждан остались без работы, что для России означает повышение уровня безработицы и снижение налоговых отчислений.
Говоря о цене на автомобили в России, чей выпуск продолжится на предприятиях за границей, аналитики прогнозируют рост стоимости машин на 3-5 процентов, так что закрытие заводов также скажется на людях, желающих обзавестись автомобилем Ford, выпущенным за рубежом.